Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы



ТЕОРИЯЛИТЕРАТУРЫ

В ДВУХ ТОМАХ

Под редакцией Н.Д.Тамарченко Том 2

С. Н. БРОЙТМАН

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено

Советом по филологии Учебно-методического объединения

по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

021700 — Филология

Москва

АСАОША


УДК 82.09(075.8) ББК 83я73 Т338

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой

теории литературы Тверского госуниверситета И. В. Фоменко;

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и истории литературы Самарского муниципального

университета Наяновой В. Ш. Кривонос

Теориялитературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. Т338 высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д.Тамарченко. -Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. - 368 с.

ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2)

ISBN 5-7695-1690-9

Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, кото­рая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад рус­ским ученым А.Н.Веселовским, она все еще находится в состоянии ста­новления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд - первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения -происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литера­туры и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и ев­ропейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и япон­ская литературы).

Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть реко­мендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и ши­рокому кругу читателей.

УДК 82.09(075.8) ББК 83я73


ISBN 5-7695-1591-0 (Т. 2) ISBN 5-7695-1690-9


© Бройтман С.Н., 2004

© Образовательно-издательский центр

«Академия», 2004 © Оформление. Издательский центр

«Академия», 2004


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Ч асть третья

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

Введение ................................................................................................................ 4

§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика

и история литературы ....................................................................... 4



§ 2. Предмет исторической поэтики ......................................................... 5

§ 3. Метод исторической поэтики ............................................................. 7

§ 4. Периодизация истории поэтики ....................................................... 12

Р а з д е л п е р в ы й. Поэтика эпохи синкретизма.................................... 14

Г л а в а 1. Синкретизм как художественный принцип ..................................... 14

§ 1. Понятие синкретизма ....................................................................... 14

§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом

сознании и искусстве ...................................................................... 15

§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта ................................ 18

Г л а в а 2. Субъектная структура эстетического объекта

в поэтике эпохи синкретизма .......................................................... 20

§ 1. Понятие субъектного синкретизма ................................................. 20

§ 2. Истоки субъектного синкретизма ................................................... 22

§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм

высказывания ................................................................................... 28

§ 4. Субъектный синкретизм на уровне

композиционного целого ................................................................ 30

Г л а в а 3. Словесный образ в эпоху синкретизма ........................................... 32

§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса

и исходной формы образа .............................................................. 32

§ 2. Эволюция образного сознания ........................................................ 36



§ 3. Кумуляция и параллелизм ............................................................... 38

§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая

семантика и своеобразие ................................................................ 46

Г л а в а 4. Сюжет в эпоху синкретизма ............................................................. 51

§ 1. Сюжет и проблема семантической границы

в эпоху синкретизма ....................................................................... 51

§ 2. Мотив и сюжет ................................................................................. 53

§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема .............................................. 57

§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем ........................... 63

 


Г л а в а 5. Литературные роды в эпоху синкретизма ....................................... 72

§ 1. Определение литературного рода и теория

исходного синкретизма родов ........................................................ 72

§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом

синкретизме и выделение его эстетической функции ................... 74

§ 3. Проблемы лироэпических песен ..................................................... 81

§ 4. Способ исполнения как родовой критерий:

пение, речь и наррация ................................................................... 82

§ 5. Способ изображения и дифференциация родов ............................. 84

1. Эпос ............................................................................................ 84

2. Драма .......................................................................................... 86

3. Лирика ......................................................................................... 91

Г л а в а 6. Жанры в эпоху синкретизма .......................................................... 100

§ 1. Понятие жанра ............................................................................... 100

§ 2. Исходный жанровый синкретизм.

Три этапа дифференциации .......................................................... 101

§ 3. Доминанта функциональной роли жанра.

Развитие тематики и топики ......................................................... 110

Р а з д е л в т о р о й. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика... 117
Г л а в а 1. Художественные принципы эйдетической поэтики ..................... 117

§ 1. Новая стадия в истории поэтики ................................................... 117

§ 2. Эйдос как порождающий принцип ............................................... 118

§ 3. Эйдос, рефлексия и канон ............................................................. 121

Г л а в а 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике ................................... 123

§ 1. Развитие личности и авторское начало ........................................ 123

§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива... 127

§ 3. Двуединство автора и героя .......................................................... 131

§ 4. Авторская и чужая речь. Повествовательные

ситуации ........................................................................................ 133

§ 5. Всезнающий автор и готовый герой. Открытие

характера ...................................................................................... 138

Г л а в а 3. Словесный образ в эйдетической поэтике .................................... 141

§ 1. Словесный образ в европейской поэтике.

Статус слова: «готовое» и «чужое» слово .................................. 141

§ 2. Система тропов ............................................................................. 145

§ 3. Словесный образ в индийской поэтике ........................................ 151

§ 4. Словесный образ в японской поэтике ........................................... 157

§ 5. Словесный образ в китайской поэтике ......................................... 160

1. Категория «дао» и принцип «естественнности» .................... 160

2. Способы преобразования параллелизма ................................ 163

Г л а в а 4. Сюжет в эйдетической поэтике ..................................................... 169

§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы ....................... 169

§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации ........................................ 178

§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета

становления .................................................................................. 187

 


Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике ..................................................... 189

§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами ....................................... 189

§ 2. Строгие и свободные жанровые формы........................................ 193

§ 3. Роман как маргинальный жанр....................................................... 201

Глава 6. Завершение эйдетической поэтики................................................. 209

§ 2. Кристаллизация монологических начал

и возрождение стихии синкретизма.............................................. 211

§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова

§ 4. «Странность» и норма в барокко ................................................. 216

Раздел третий. Поэтика художественной модальности....................... 221

Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности........................ 221

§ 1. Хронологические рамки и этапы развития.................................... 221

§ 2. Автономная личность и «неклассическое я»................................ 222

§ 3. Принцип художественной модальности........................................ 224

§ 4. Романтическая поэтика «возможности»

и образ неготового мира............................................................... 228

§ 5. Искусство — «игра», правила которой

не даны заранее, а создаются в процессе игры............................ 230

§ 6. Единичное и единое. Автономия искусства ................................ 232

Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной

§ 1. Самооценка «я» и «я-другой».

Субъекты авторского плана.......................................................... 234

§ 2. Образ-личность и авторская позиция ........................................... 237

§ 3. Автор и герой в раннем и «аналитическом»

реализме......................................................................................... 240

2. Аналитический реализм............................................................ 243

§ 4. Автор и герой у Л.Толстого и Ф.Достоевского............................ 246

§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных

1. Двуединство «я-другой»........................................................... 253

2. Речевые формы высказывания ................................................ 254

3. Неклассические субъектные структуры в лирике................... 255

4. Неклассические субъектные структуры в прозе .................... 258

Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной

§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие...................................... 267

§ 2. Трансформация тропов. Возрождение

архаических типов словесного образа......................................... 274

§ 3. Соотношение образных языков..................................................... 281

 


Г л а в а 4. Сюжет в поэтике художественной модальности .......................... 287

§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления ........................................ 287

1. Исходная ситуация .................................................................. 288

2. Становление ............................................................................. 291

3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности ... 298

§ 2. Неокумулятивный сюжет .............................................................. 304

Г л а в а 5. Деканонизация жанров в поэтике художественной

модальности ................................................................................. 313

§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность ............................... 313

§ 2. Замена канона внутренней мерой ................................................. 321

1. Лироэпическая (романтическая) поэма .................................. 322

2. Баллада .................................................................................... 330

Литература ........................................................................................................ 335

Предметный указатель ..................................................................................... 345

Указатель имен и названий художественных призведений ............................ 348

 


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА


 


ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы

Историческая поэтика связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэти­ка разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, то историческая по­этика изучает происхождение и развитие этой системы. Су­ществует точка зрения, согласно которой «разделение теоре­тической и исторической поэтики носит скорее технический, нежели методологический характер», поскольку «и теорети­ческая поэтика должна быть историчной», а каждое ее опре­деление должно быть «адекватным всей эволюции определяе­мой формы»1. На наш взгляд, различия между двумя ветвя­ми поэтики более принципиальны.

Слово «поэтика» имеет два основных смысла: оно означает и науку о литературе, и поэтическое искусство. Оба эти зна­чения, не смешиваясь, присутствуют в литературоведении. Но в теоретической поэтике акцент ставится на первом значении термина, а в исторической поэтике — на втором. Историче­ская поэтика более, чем теоретическая, погружена в живую плоть литературы: она изучает не только генезис и развитие системы категорий, но и само искусство слова в его истори­ческом становлении, сближаясь здесь с историей литературы. Но дело, конечно, не только в том, что первая ветвь поэтики более теоретична, вторая же — более эмпирична.

Теоретическая поэтика, как всякая философская дисцип­лина, начинает с того, что в феноменологии называют актом редукции: она выявляет чистый феномен. Ведь не нужно ду­мать, что феномен жанра, например, может быть эмпириче­ски выведен из текста. Чтобы нечто выделить, мы должны предварительно знать, что это такое. Теоретическая поэтика и вырабатывает такое знание, дает нам умозрительное виде­ние категорий. В идеале это должно быть адекватное, непо­средственное созерцание феномена, свободное от «предрассуд-

1 Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературо­ведении. — М., 1993. — С. 38.


ков любимой мысли» (A.Пушкин) и заранее принятых осно­ваний. Но реально мы всегда на чем-то основываемся. Вот эти-то основы и проверяет вторая ветвь поэтики. Она, по опре­делению своего создателя А.Н.Веселовского, стремится снять все противоречия теории исторически, или выяснить «сущ­ность поэзии — из ее истории»1.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!