Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПОЗДНЕГО МОДЕРНИЗМА



ПОСТМОДЕРНИЗМ в архитектуре и изо-искусстве , совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией - сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Изо-творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.

В 1960-1980-е гг. в мировой архитектуре сформировалось новое интернациональное направление – постмодернизм. Его появление отвечало общему стремлению изменить сложившуюся к середине ХХ века историческую и культурную ситуацию. От авторитарности в политике и искусстве – от тоталитаризма, диктовавшего главенство системы и формы над индивидуальными потребностями, было осуществлен переход к демократии в широком смысле этого слова. Отказ от типовых проектов, рассчитанных на усредненного потребителя и ставивших собственные условия личности привел к т.н. ситуации постмодернизма, сомнению в возможности жанрового единства.

Зарождение этого направления произошло в СЩА. Благодаря эмиграции мастеров модернизма в эту страну в 1930-1940-е гг., его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея в 1950-е гг. Так, в Америке накопилась наибольшая эмоциональная усталость от модернизма и протест против него стал особенно резким, что привело к созданию идеологии и практики постмодернизма.

Роберт Вентури. Дом, построенный для матери архитектора, 1961-1964 гг

Впервые обоснование новой концепции было представлено в монографии профессора истории архитектуры Йельского университета Роберта Вентури в 1966 г. «Сложность и противоречия в архитектуре». Он увидел в архитектуре не только «машину для жилья» Ле Корбюзье, но необходимость сложности, «опирающейся на все богатство и многозначность современного опыта, включая и опыт, присущий искусству». При этом он предлагал сохранить функционально-конструктивную основу здания, но наложить на нее говорящую и противоречивую декорацию, взятую из любого архитектурного стиля.



Слева: архитектор Роберт Вентури, Колледж Оберлин, ставший знаковым для постмодернизма объектом. Справа: Здание, спроектированное архитектором Кишо Курокава. Курокава был одним из лидеров японского метаболизма и автором концепции симбиоза.

Для постмодернизма характерно не только использование отдельных деталей исторических стилей, но и целых систем: строительной техники, принципов построения композиции. Таким образом, функциональные проблемы отходят на второй план и главенствует эстетический принцип. Но он окрашен не любованием, а напряженностью и иронией.

В трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л. Крие, А. Росси, А. Грюмбако) сформулированы его следующие постулаты:

- "подражания" историческим памятникам и "образцам";

- "ссылки" на широко известный памятник архитектуры в общей композиции или ее деталях;

- работа в "стилях" (историко-архитектурных);

- "обратной археологии" - приведение нового объекта в соответствии со старой строительной техникой;

- "повседневности реализма и античности", осуществляемой путём известного "принижения" или упрощения применяемых классических форм.

Одной из характерных черт американского постмодернизма является его в известной степени игровой, театрализованный характер, а иногда и явно выраженные черты кича и бутафории. Игровое начало сказалось и на трактовке исторических архитектурных деталей. Как уже упоминалось, в композициях постмодернистов можно встретить нарочитое нарушение пропорций ордерных форм или классических канонов, например, введение портиков с нечётным числом колонн под фронтоном.



17. ТВОРЧЕСТВО А. ГАУДИ.выдающийся крупнейший предст-ль "пламенеющего" варианта испанского модерна.

В творчестве два периода - ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900). В 1870-82 работал под началом арх-ов, выполняя мелкие работы (ограды, фонари и т. д.) и безуспешно участвуя в конкурсах. В этот период он проект-л также мебель для собств дома. Первая круп. работа Гауди - дом Висенс (1878-88).В 1925 дом получил премию как лучшее сооружение года. Ряд исследователей относит ранние богато декорированные постройки Гауди к раннему модерну. На всю Твор-ю жизнь Гауди повлияла встреча с Э. Гуэлем (1883), ставшим его другом и покровителем. Для него Гауди построил усадьбу Гуэль, дворец Гуэль, ставший достопримечательностью Барселоны. Постройка, небольшая, насыщена деталями. Она открывает серию немногочисленных зданий Гауди, которую иногда относят к неоготике. Здесь Гауди впервые применил бетонные параболические арки. Большой зал дворца, вокруг которого группируются помещения, окружен галереями. Гауди исп-л во дворце 127 колонн разнообр. типов, а также спроектировал мебель. К переходным постройкам относятся епископский дворец в Асторге (1887-93), колледж Св. Терезы (1888-90), дом Ботинес в Леоне (1891-94). Дворец в Асторге наиболее неоготическая из всех построек Гауди, здание имеет сухой "крепостной" характер. Достаточно строгое решение имеет и здание колледжа Св. Терезы, в интерьере которого активно используются часто поставленные параболические арки, формирующие архитектурную схему коридоров. Как и в предыдущих постройках, в холле здания архитектор добивается проникновения солнечного света до нижнего этажа. В 1903 Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа "города-сада" - неосуществленного замысла Гауди. Усложненное пространственно-планир. решение резко отлич.от обычных для того времени регулярных садов. В оформлении широко применена цветная майолика, необработанный камень. Вход обозначен двумя павильонами с декором причудливых форм. Дорожные сооружения превращены в мир каменной скульптуры. Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое. Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06) В нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле -башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой. Последняя завершенная работа Гауди - дом Мила (1906-10). Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами( сложный криволинейный план). Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые констр. решения: отсут. внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как "свободный план В декор. решении дома - тема природ.мотивов(пещер,моря,подводного мира),характерная для арх-ры модерн.В1914 оставил арх. практику, занимаясь собором Св. Семейства в Барселоне.Оставшаяся незаконченной постройка решена с использованием обилия новых конструктивных элементов. Для творч. метода Гауди характерна тщательная проработка замысла в рисунках, проекте и а также внимательный подход к его воплощению. Он сам следил за реализацией своих идей, проводя много времени на строительной площадке.

ТВОРЧЕСТВО Х.П. БЕРЛАГЕ.

великий голландский архитектор, крупный мастер югендстиля, основоположник современной голландской архитектуры, один из основоположников рационалистического направления в европейской культуре рубежа XIX-XX веков. Практической деятельностью начал заниматься с 1889 в Амстердаме. Большая часть работ реализована в Голландии. Строил преимущественно конторские здания смешанного стиля - наполовину романского, наполовину - ренессансного. Ранние работы Берлаге выполнены в стиле голландского Ренессанса

Здание, сделавшее его знаменитым Амстердамская фондовая биржа, созданная архитектором в 1897-1903. Декларируемая Берлаге и примененная им в здании Биржи "красота обнаженной стены" вскоре повсеместно стала определяющей для новой архитектуры. В здании Биржи Берлаге с удивительной тонкостью и мастерством использовал сочетание кирпича и светлого естественного камня. В соответствии с идеей правдивости в архитектуре были решены и интерьеры Биржи. Конструкция стальных перекрытий кровли была оставлена открытой, что придало центральному залу Биржи своеобразный и запоминающийся облик. Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в развитии градостроительства. В числе первых в Голландии он обратился к проблеме благоустройства городов. Им было создано несколько планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие градостроительства. В 1911 посетил Америку и стал активным пропагандистом творчества Ф. Райта

Несмотря на то что Берлаге оказал большое влияние на становление рационалистической архитектуры, он не примкнул ни к одному из новых архитектурных направлений. В 1928 был участником I конгресса CIAM в Ла Сарра, но счел себя слишком связанным с более традиционной концепцией в архитектуре, чтобы вступить в CIAM.Последней работой Берлаге был муниципальный музей в Гааге (1919-34). Многие здания в Нидерландах фактически были созданы под воздействием работ Берлаге. Воспетая им красота гладких поверхностей значительно повлияла на Современное движение в Голландии (группа "Де Стиль"), а его экспрессивная интерпретация исторических форм способствовала развитию голландского экспрессионизма Амстердамской школы. Выступал против эклектики, столь характерной для второй половины XIX века, призывал своих современников к "правдивому" отношению к материалам и конструкциям в архитектуре. Сформулировал простоты и материально-конструктивной логики - "правды" в "искусстве конструировать" (архитектуре). Стремился к совершенству в обработке материалов. Вновь открыл значение и красоту кирпичной кладки. "Искусство архитектора заключается в организации пространства, а не в прорисовке фасада". Большая часть работ реализована в Голландии, Здание, сделавшее его знаменитым и определившее переход от историзма XIX века к новой архитектуре, - Амстердамская фондовая биржа, созданная архитектором в 1. Ренессансно-римские формы XVI века, примененные зодчим, интерпретированы столь свободно, что приобретают новое качество. Декларируемая Берлаге и примененная им в здании Биржи "красота обнаженной стены" вскоре повсеместно стала определяющей для новой архитектуры. В здании Биржи Берлаге с удивительной тонкостью и мастерством использовал сочетание кирпича и светлого естественного камня.Выдающаяся роль принадлежит Берлаге и в раз-витии градостроительства. В числе первых в Голландии он обратился к проблеме благоустройства городов. Им было создано несколько планировочных работ, оказавших значительное влияние на развитие гра Градостроительная деятельность Берлаге началась с проектов реконструкции трущобных районов Амстердама. При этом ставилась задача спроектировать и развить экономичное жилье для рабочих. Среди градостроительных работ Берлаге известны: "Амстердам-Зюд"до строительства. В отличие от принятой системы раздробленных групп частных домов Берлаге предложил единые массивы муниципальных сооружений, экспрессивная интерпретация исторических форм способствовала развитию голландского экспрессионизма Амстердамской школы. Выступал против эклектики, столь характерной для второй половины XIX века, призывал своих современников к "правдивому" отношению к материалам и конструкциям в архитектуре. Вновь открыл значение и красоту кирпичной кладки. Штукатурку, как и любой другой вид отделки стен, считал фальсификацией и избегал такой практики даже в жилых помещениях частных домов.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!