Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЦЕНТРЫ СЕЦЕССИОНА, МОДЕРНА, ЮГЕНДСТИЛЯ В ЕВРОПЕ



Модерн- период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв., включающий различные художественные течения и школы.Период модерна относительно короток:от кон 1880-х гг. до 1914 г. Подлинной основой «нового стиля» следует считать смену принципов формообразования.В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Главным содержанием периода модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции.

Поэтому в период модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: Ар Нуво, в Австрии и Шотландии - геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендстилем, в Италии - либерти, в Польше - «сецессией». В России утвердился термин «модерн».Тем не менее, все эти термины - не синонимы, они имеют разный смысл.

Считается, что стиль модерн начинается с конца 80-90-х годов XIX века. Начать разговор об этом удивительно ярком этапе мирового искусства стоит с построенного в 1859 г. по проекту Филипа Уэбба в Бексли-хис Красного Дома - это простое, незамысловатое здание, добротное и лишенное претенциозности.

Сооружение лишено привычной для середины XIX века фасадности и симметрии. Живописная композиция простых и ясных объемов отражает внутреннее устройство Дома. Такое развитие зданий изнутри наружу станет одной из самых существенных черт архитектуры модерна. Внешняя отделка стен Красного Дома чрезвычайно скромна. С каким-то особым чувством достоинства архитектор оставляет суровые кирпичные стены неоштукатуренными, находя красоту в «правдивости» материала.

Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров.

Ярким примером модерна мог бы быть Главный почтамт в Москве, замечательные здания - Ярославского вокзала, построенного Ф. Шехтелем, и Казанского вокзала - архитектора А. Щусева. Эти постройки, образный строй которых настраивает человека на путешествие.

Для этого привлекаются всевозможные художественные средства, как архитектурные - силуэт, композиция объемов, форма крыши, декоративные детали, так и живописные - цвет внешних стен и деталей, мозаика на фасаде и в интерьере, и т.д.



Памятники стиля модерн достаточно легко узнаваемы. Это, прежде всего, живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространство и удивительный причудливый орнамент, основной темой которого становится линия, напоминающая то плетущуюся лиану, то набегающую волну. Линия, как говорили мастера того времени, «становится духовно несущей», исполняя роль основного выразительного элемента, объединяющего общим мотивом и ритмом все составные элементы целого. Но архитекторы модерна никогда точно не цитируют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, придуманы, однако наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми. В этом смысле наиболее яркими примерами могут служить постройки Антонио Гауди в Барселоне, такие как Каза Мила, Каза Баттло или ворота, павильоны и другие сооружения в Парке Гюэль.

Немецкий модерн назвали "югендcтиль". В 1907 году в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления мебели: фанерование, сборка и т. д. Изделия отличались гладкими фанерованными поверхностями.Югендстиль - немецкое название стиля "модерн».Югенд сумел собрать воедино элегантность, комфорт, разумность конструкций и органичные формы. Абсолютная воля к созданию мира частного жилья человека позволяет нам любоваться творениями, привлекающими своей высокой значимостью.

Сецессион – стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX в. в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазе-науэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов...



14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАУХАУЗА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Создание Баухауза стало итогом длительных попыток провести реформу системы обуч-я прикладному иск-ву в Германии на рубеже столетий. В рамках этого процесса в 1898г. была учреждена Нем мастерская прикладного иск-ва Карла Шмидта, в 1903 г. Пёльциг и Беренс получили директорские посты в школах прикладного искусства в Бреслау и Дюссельдорфе и, наконец, в 1906 г. в Веймаре была основана Школа искусств и ремесел под руководством бельг-го арх-ра Хенри ван де Вельде. Принципы программы Баухауза 1919 г. были описаны в арх-й программе Рабочего совета по иск-ву, составленной Бруно Таутом.Таут доказывал, что новое культурное единство будет возможным лишь в новом понимании стр-го иск-ва. «С этого момента не будет границ между ремеслом, скульптурой и живописью, все будет одним – Архитектурой.

Целью "Баухауса" было обеспечить производство дешевых, но высококачественных предметов быта, в том числе мебели и автомобилей. Другой задачей была разработка метода строительства массового жилья. Гропиус собрал в "Баухаусе" яркий преподавательский состав из единомышленников, разделявших его идею единства искусства, ремесла и техники. Здесь работали такие знаменитые авангардисты, как Пауль Клее и Василий Кандинский. Гропиус осуществлял общее наблюдение за занятиями, но при этом оставлял преподавателям значительную свободу действий.

На подготовительном курсе, который занимал 6 месяцев и был обязательным для всех, студенты изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. Постепенно занятия усложнялись и специализировались, и, в итоге, студенты сосредоточивались на работе в какой-либо одной области: архитектуре, промышленном дизайне, текстиле, керамике, фотографии или живописи.

После конфликта с консервативными властями города Веймара в 1925 году Гропиус перевел свою школу в Дессау. Построенное по его проекту здание "Баухауса" в Дессау считается манифестом функциональной архитектуры. Здание асимметрично, разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений. Декор практически отсутствует, обнажена конструктивная основа сооружения.

В 1928 году Гропиус передал пост директора школы Хансу Майеру, а сам вместе со своей второй женой Ильзой Франк переехал в Берлин. Там он взялся за решение проблемы строительства дешевого жилья. Гропиус создал несколько прототипов экономичных квартир, которые и сейчас часто используются в Западной Европе. Им был разработан прием так называемой "строчной застройки", при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами.

Закрытие "Баухауса". В конце 20-х - начале 30-х годов Гропиус работал в собственном бюро. Он являлся одним из самых авторитетных архитекторов Германии. По его проектам строились жилые и промышленные здания и комплексы по всей стране: например, в Берлине, Кельне, Гамбурге, Дрездене. Он создал проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Кстати, Гропиус участвовал и в архитектурных конкурсах, проводившихся в Советском Союзе. Ему принадлежат проекты театра в Харькове и Дворца Советов в Москве (который должен был быть построен на месте взорванного и в наши дни вновь возведенного храма Христа Спасителя).

С приходом к власти национал-социалистов усилилось давление на архитектора со стороны его противников. Помимо собственно государственной власти, против идей "Баухауса" выступали представители официального искусства, консервативные промышленники, обладатели крупных капиталов. Это был давний и принципиальный конфликт, из-за которого школе и ранее приходилось переезжать из города в город.

В апреле 1933 года "Баухаус" был официально закрыт, а его здание передано партийной молодежной организации. Более того, к плоской крыше выстроенного по проекту Гропиуса здания была прикреплена новая остроконечная двускатная крыша - дабы, как было заявлено, соблюсти "национальную германскую традицию" и избавиться от "гнусного интернационализма".

Весь цикл обучения в Баухаузе делился на 3 курса.

1. Подготовительный (пропедевтический), длившийся полгода, когда студенты получали элементарное обучение форме в специализированных мастерских. На этом курсе ставилась задача вывести индивид из состояния мертвого соглашения со всем, что ему встречается, разбудить воображение, от чего зависит правильное развитие творческих сил, данных от природы. Коллективная творческая работа на данном этапе нежелательна.

2. Практический, длившийся три года. Этот период студенты работали в специализированных мастерских. Основу педагогики Баухауза составлял следующий принцип: “каждый учащийся и сотрудник учится одновременно у двух мастеров – мастера-ремеслен­ника и мастера художественной формы. Оба они тесно связаны друг с другом в процессе обучения. Баухауз рассчитывает на машину как на современное средство формообразования и стремится к контакту с ней. Практический курс Баухауза должен был подготовить учащихся к сфере нормированного производства. В Баухаузе не было специализированного инженерного обучения (статики, механики, физики и т.д.). Желающие проходили соответствующее обучение в строительных институтах. После трехлетнего обучения студенты держали экзамен и получали звание мастера.

3. Строительный курс, длившийся согласно надобности. Он состоял в практическом участии в строительстве. По окончании этого курса студенты могли открывать собственное дело или остаться преподавать в Баухаузе.

Деятельность Баухауза явилась очень заметной вехой на пути развития функционализма. Преподаватели Баухауза создали в США ряд школ дизайна при Гарвардском университете, при Массачусетском и Иллинойском технологических институтах и т. д. В Западной Германии после второй мировой войны на основе принципов Баухауза создается одна из передовых организаций дизайна – Ульмская школа.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!