Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ НА КАНОНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 5 часть



«Распад независимого Польского государства, существованием которого была обусловлена независимость и автокефалия Православной Церкви в Польше, лишает Церковь возможности автокефального существования в дальнейшем. Новый государственный порядок, установленный на бывшей Польской территории, которая ныне принадлежит к области германских имперских интересов, вызывает необходимость объединения бывшей автокефальной Православной Церкви в Польше с церковными организациями, которые представляете вы, ваше высокопреосвященство. Вследствие этого я прошу ваше высокопреосвященство в ближайшее время прибыть в Варшаву и взять на себя управление этой части бывшей автокефальной Церкви в Польше, которая вошла в область германских имперских интересов. В связи с вышеизложенными основаниями, я сообщаю вам, что со дня принятия вами на себя церковного управления отказываюсь от дальнейшего окормления вышеназванной Церкви».

Вскоре после составления этого письма митрополит Дионисий оказался под домашним арестом на своей даче в Отвоке, а архиепископ Серафим, с согласия Зарубежного Синода Русской Православной Церкви, прибыл в Варшаву. 21 марта 1940 года генерал-губернатор Франк издал статут о временном церковном управлении в Люблинском округе, первый параграф которого гласил, что православные священники округа находятся в ведении православного архиепископа Берлинского и всей Германии как Местоблюстителя автокефальной Православной Церкви в генерал-губернаторстве.

Однако статут этот действовал недолго. Бежавший в Румынию епископ Гродненский Савва (Советов) обратился с жалобой к Вселенскому Патриарху Вениамину на самоуправство архиепископа Серафима, и Патриарх объявил действия архиепископа Серафима, подчинившего своей юрисдикции автокефальную Церковь в Польше, неканоническими.

Но это было еще не все. Церковная политика архиепископа Серафима вызвала, спустя некоторое время, неодобрение со стороны администрации генерал-губернаторства. При генерал-губернаторстве в Кракове образован был Украинский комитет, состоявший исключительно из униатов-галичан, проводивших линию митрополита Андрея (Шептицкого). Под влиянием этого комитета генерал-губернатор Франк взял курс на то, чтобы в преддверии войны с Советским Союзом и оккупации Советской Украины создать на территории генерал-губернаторства опорную базу формирования православного епископата для Востока. Поэтому Франк стремился к преобразованию Православной Церкви в генерал-губернаторстве в Украинскую Церковь. По рекомендации Украинского комитета подобраны были две кандидатуры на епископские кафедры из украинских националистов православного вероисповедания, но известных своим сочувственным отношением к унии. Это были профессор Иван (Огиенко) и архимандрит Палладий (Выдубида-Руденко).



В прошлом Огиенко был министром исповеданий, а Выдубида-Руденко — заместителем министра финансов в правительстве Семена Петлюры. Архиепископ Серафим отказался хиротонисать этих лиц. А митрополит Дионисий готов был выполнить требование генерал-губернатора. Иоанн (Огиенко) был рукоположен на Холмскую кафедру в октябре 1940 года, а Палладий (Выдубида-Руденко) — на Краковскую в феврале 1941 года.

Архиепископа Серафима, по происхождению немца, активисты Украинского комитета обвинили в русофильстве и непонимании истинных интересов германского правительства на Востоке, и он вынужден был отказаться от окормления православных приходов генерал-губернаторства, вверив бразды церковного правления митрополиту Дионисию, возвратившемуся на Варшавскую кафедру 23 сентября 1940 года. В беседе с митрополитом Дионисием Франк внушил ему надежду на то, что в будущем он возглавит Русскую Православную Церковь.

В условиях германской оккупации Православная Церковь в Польше изменила свой национальный характер: она стала трактоваться как Украинская национальная церковь. Территория генерал-губернаторства была разделена на три епархии: Варшавскую, во главе которой остался митрополит Дионисий, Холмскую и Подлясскую во главе с Иоанном (Огиенко), и Краковскую и Лемковскую во главе с епископом Палладием. Большая часть православных, объединенных в 170 приходов, находилась в юрисдикции Холмского епископа.

Немецкие власти в апреле 1940 года вернули православным кафедральный собор Холма, который отнят был у них в 1920 году и передан костелу. В здании епархиальной резиденции устроена была типография, в которой издавалась духовная литература на украинском языке. В епархии находилось два православных монастыря: Яблочинский преподобного Онуфрия и Турковицкий женский монастырь. В Яблочинском монастыре пребывал на покое епископ Тимофей (Шреттер).



Епархия Краковская и Лемковская насчитывала несколько десятков тысяч православных христиан, в основном, лемков, вернувшихся из унии в 1910-е — 1920-е годы. В составе епархии состояло 35 приходов, кафедральный храм размещался в Кракове, православная община которого насчитывала около 400 человек. В значительной части это были эмигранты. Наконец, центральная Варшавская епархия была совсем малочисленной и имела десять приходов.

Три правящих архиерея, во главе с митрополитом Дионисием, образовали Синод, при котором в должности вице-председателя состоял известный украинский националист Степан Скрыпник, племянник и в свое время адъютант Семена Петлюры, посол Польского сейма, один из лидеров его украинской фракции. Ко времени немецкой оккупации Польши он был директором кожевенной фабрики в Люблине. Скрыпник пользовался особым доверием администрации генерал-губернаторства и был проводником германских политических интересов в Синоде.

Большая часть православного населения разгромленной Польши (около 4 миллионов человек) в сентябре 1939 года оказалась на территории Советской Украины и Советской Белоруссии. Это были епархии Гродненская, Полесская, Волынская, а также Виленская. Правда, сам город Вильну Советское правительство передало тогда еще независимой Литве, и законный митрополит Литовский и Виленский Елевферий, до 1939 года имевший свою резиденцию в Каунасе, смог переехать в свой кафедральной город. Архиепископ Феодосии (Феодосиев), поставленный на Виленскую кафедру Варшавским Синодом, был устранен от управления епархией и оставался на покое в монастыре Святого Духа.

Перед приходом Красной армии епископ Гродненский Савва (Советов) и викарий Виленской епархии Польской юрисдикции епископ Матфей (Семашко) эмигрировали. Архиепископы Пинский Александр (Иноземцев), Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский), викарные епископы Волынский и Луцкий Поликарп (Сикорский) и Острожский Симеон (Ивановский) осталась на своих местах.

В Жировицком монастыре пребывал на покое архиепископ Пантелеймон (Рожновский), не признававший автокефального статуса Православной Церкви в Польше. В Камне-Каширском тоже на покое проживал бывший епископ Гродненский Антоний (Марценко).

Архиепископ Пантелеймон, узнав об оставлении епископом Саввой своей кафедры, немедленно сообщил городскому духовенству, что он принимает на себя окормление епархии. Консистория во главе с протоиереем Георгием Боришкевичем признала юрисдикцию владыки Пантелеймона, который занимал Гродненскую кафедру до незаконного увольнения на покой. Вскоре он получил новое назначение от Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия.

22 декабря 1939 года Местоблюститель отправил ему письмо, в котором говорилось: «Митрополит Елевферий пишет мне, что Вы не получили ни моего письма, ни Нашего указа от 17 ноября за номером 13. Мы Вас утвердили архиепископом Пинско-Новогрудским с присвоением Вам ношения на клобуке бриллиантового креста, а также звания экзарха Патриархии ввиду поручения Вам принять в общение с Патриархией и в свое ведение всех тех областей вновь присоединенной территории, кто пожелает от автокефалии войти в сношение с Патриархией».

Архиепископ Пантелеймон был приглашен в Москву, этим приглашением воспользовался, и 10 июля 1940 года сослужил с митрополитом Сергием.

Пинско-Новогрудская епархия включала в себя приходы прежних Гродненской и Полесской епархий, затем последовала еще одна ревизия епархиальных границ: была образована епархия Гродненская и Виленская, включавшая приходы Гродненской и той части Виленской епархии, которая оказалась на территории Белорусской СССР. 24 июня 1940 года архиепископом Гродненским и Виленским утвержден был владыка Пантелеймон. Ввиду обширности епархии викарным епископом с титулом Брестского был хиротонисан настоятель Жировицкого монастыря архиепископ Венедикт (Бобковский). Хиротония состоялась в Москве 30 апреля 1941 года. Оба иерарха, Пантелеймон и Венедикт, проживали в Жировицком монастыре и оттуда управляли своей епархией, в составе которой было 307 приходов — в 3 раза больше, чем на всей территории Советского Союза до 1939 года.

Всего на землях Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 году было 1200 приходов.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!