Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Лучшее из пахучих растений в Раю



Аллах поведал о том, что в Раю есть пахучие растения:

«Если он будет одним из приближенных, то обретет покой, базилик и Сад блаженства» (Аль-Ваки‘а, 88-89). Посланник же , да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что лучшим из пахучих растений в Раю будет хенна. Ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-кабире» передал со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ سَيِّدُ رَيْحانِ الجَنَّةِ الحِنَّاءُ ]

«Лучшее из пахучих растений в Раю — хенна». Его иснад достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима[287].

Стволы райских деревьев из золота

Среди удивительных рассказов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, — хадис о том, что стволы райских деревьев из золота. В «Сунанах» ат-Тирмизи и аль-Бейхаки, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится через достоверный иснад хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا فِي الْجَنَّةِ شَجَرَةٌ إِلا سَاقُهَا مِنْ ذَهَبٍ [

«Стволы всех деревьев в Раю из золота»[288].

Как верующий может обрести больше деревьев в Раю?

Возлюбленный Милостивого и праотец пророков Ибрахим u, встретив нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь, когда его перенесли в Эль-Кудс, попросил его передать мусульманам приветствие и сообщить нам о том, как мы можем приобрести больше деревьев в Раю. Ат-Тирмизи передал через хороший иснад хадис Ибн Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَقِيتُ إِبْرَاهِيمَ لَيْلَةَ أُسْرِيَ بِي فَقَالَ : يَا مُحَمَّدُ أَقْرِئْ أُمَّتَكَ مِنِّي السَّلامَ ، وَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ الْجَنَّةَ طَيِّبَةُ التُّرْبَةِ عَذْبَةُ الْمَاءِ ، وَأَنَّهَا قِيعَانٌ ، وَأَنَّ غِرَاسَهَا سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ ، وَلا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ [



«В ту ночь, когда я был перенесен [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в Раю благоухает. Вода в нем вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова ‘субхана-Ллах’, ‘альхамдули-Ллях’, ‘ля иляха илля-Ллах’ и ‘Аллаху акбар’”»[289].



Звери и птицы в Раю

Зверей и птиц в Раю столько, что доподлинно о них известно только Всевышнему Аллаху. В описаниях блаженства обитателей Рая подчеркивается, что их будут угощать «мясом птиц, которое они пожелают. [Их женами будут] черноокие, большеглазые девы» (Аль-Ваки‘а, 21-22).

في سنن الترمذي عَنْ أَنَسِ قَالَ : سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم مَا الْكَوْثَرُ قَـالَ : ] ذَاكَ نَهْرٌ أَعْطَانِيهِ اللَّهُ - يَعْنِى فِى الْجَنَّةِ - أَشَدُّ بَيَاضًا مِنَ اللَّبَنِ ، وَأَحْلَى مِنَ الْعَسَلِ ، فِيهَا طَيْرٌ أَعْنَاقُهَا كَأَعْنَاقِ الْجُزُرِ [. قَالَ عُمَرُ إِنَّ هَذِهِ لَنَاعِمَةٌ. قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: ] أَكَلَتُهَا أَنْعَمُ مِنْهَا [.

В «Сунане» ат-Тирмизи приведен хадис Анаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о Каусаре, и он сказал: “Это — река, которую подарил мне Аллах. Вода в нем белее, чем молоко, и слаще, чем мед, и там есть птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов”. ‘Умар сказал: “Как прекрасны эти птицы!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Те, которые их едят, еще прекраснее”».

Абу Ну‘ейм в «Хилья аль-аулийа» и аль-Хаким в «Мустадраке» передали со слов Ибн Мас‘уда: «Один человек привел верблюдицу, на которой был повод, и сказал: “Посланник Аллаха, я жертвую эту верблюдицу на пути Аллаха”. Он сказал: [ لَكَ بِهَا سَبْعُ مِائَةِ نَاقَةٍ مَخْطُومَةٌ في الجَنَّةِ ]

“Ты получишь за нее семьсот верблюдиц с поводьями в Раю”». Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. Шейх Насир ад-Дин аль-Албани подтвердил справедливость этой оценки[290].

В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Мас‘уда аль-Ансари: «Один человек привел верблюдицу, на которой был повод, и сказал: “Я жертвую ее на пути Аллаха”. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَكَ بِهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ سَبْعُ مِائَةِ نَاقَةٍ كُلُّهَا مَخْطُومَةٌ [

“В день воскресения ты получишь за нее семьсот верблюдиц, и все они будут с поводьями”»[291].


Глава четвертая

Обитатели Рая

 

Деяния, приводящие в Рай

 

Обитатели Рая — это верующие, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Всякий, кто равнял кого-либо с Аллахом, не веровал в Него или отрицал какой-либо из столпов веры, непременно будет лишен Рая и окажется в Аду.

В Коране часто повторяется, что в Рай войдут верующие, творящие добро, но в некоторых местах праведные деяния, приводящие туда, описываются подробно.

Вот некоторые из отрывков, где ясно подчеркивается, что Рай можно заслужить благодаря вере и праведным деяниям:

«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 25);

«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги. Мы введем их в густую тень»

(Ан-Ниса, 57);

«Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно» (Аль-А‘раф, 42);

«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (Ат-Тауба, 72);

«Воистину, тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Господь поведет верным путем за их веру. В садах блаженства под ними будут течь реки. Там они будут взывать: “Пречист Ты, Аллах!” Там их приветствием будет слово: “Мир!” А их молитвы завершатся [словами]: “Хвала Аллаху, Господу миров!”» (Йунус, 9-10);

«А что до тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершал добро. Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Там они будут возлежать на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!» (Аль-Кахф, 30-31);

«А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени — сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился»

(Та ха, 75-76).

В других местах указывается на то, что заслужить Рай можно благодаря исправному выполнению одного из требований веры или праведного поступка. Иногда перечисляется множество добрых дел.

Есть аяты, в которых сообщается, что Рай можно заслужить благодаря вере и исламу:

«О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами. Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами»

(Аз-Зухруф, 68-70).

В других местах подчеркивается, что обитатели Рая заслужили его благодаря искреннему служению Аллаху:

«Это не относится лишь к избранным (или искренним) рабам Аллаха. Именно им уготован известный удел — фрукты. Им будут оказаны почести в садах блаженства» (Ас-Саффат, 40).

Рай можно заслужить и благодаря крепкой привязанности к Аллаху, стремлению к Нему и усердному поклонению:

«Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (Ас-Саджда, 15-17).

К праведным поступкам относятся, например, терпение и упование:

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (Аль-‘Анкабут, 58-59).

К ним относится приверженность прямому пути:

«Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями Рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» (Аль-Ахкаф, 13-14).

Еще одним праведным поступком считается смирение:

«Воистину, те, которые уверовали, совершали праведные деяния и были смиренны пред своим Господом, будут обитателями Рая и пребудут там вечно» (Худ, 23). Сюда же можно отнести страх перед Аллахом:

«Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (Ар-Рахман, 46). Сюда же относится неприязнь к неверующим, приобщающим сотоварищей к Аллаху:

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им» (Аль-Муджадала, 22).

В некоторых аятах праведные деяния, посредством которых можно заслужить Рай, перечисляются одно за другим. Например, в суре «ар-Ра‘д» указывается на то, что обитатели Рая верили в истинность всего, что было ниспослано Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, сдерживали данное слово и не нарушали обязательств, поддерживали родственные связи, боялись Аллаха и опасались сурового расчета. Они терпели ради Аллаха, совершали намаз и раздавали пожертвования тайно и открыто, а если кто-либо причинял им зло, то они отвечали ему добром:

«Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе от твоего Господа является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом, ! которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств, ! которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, ! которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель — ! сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. ! Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (Ар-Ра‘д, 19-24).

В начале суры «аль-Муминун» возвещается, что успеха добьются только верующие, а потом перечисляются качества, которые гарантируют такой исход. Наряду с этим, там разъясняется, что успех — это не что иное, как попадание в Фирдаус на веки веков:

«Воистину, преуспели верующие, ! которые смиренны во время своих намазов, ! которые отворачиваются от всего праздного, ! которые выплачивают закят, ! которые оберегают свои половые органы от всех, ! кроме своих жен или [невольниц], которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, ! тогда как желающие сверх этого являются преступниками; ! которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, ! которые регулярно совершают намаз. ! Именно они являются наследниками, ! которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (Аль-Муминун, 1-11).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, тоже поведал нам о трех великих поступках, посредством которых можно заслужить Рай. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Ийада бин Химара аль-Муджаши‘и о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одной из своих проповедей сказал:

] وَأَهْلُ الْجَنَّةِ ثَلاثَةٌ : ذُو سُلْطَانٍ مُقْسِطٌ مُتَصَدِّقٌ مُوَفَّقٌ ، وَرَجُلٌ رَحِيمٌ رَقِيقُ الْقَلْبِ لِكُلِّ ذِي قُرْبَى وَمُسْلِمٍ ، وَعَفِيفٌ مُتَعَفِّفٌ ذُو عِيَالٍ [

«Трое будут обитателями Рая: справедливый человек, обладающий властью, раздающий милостыню и успешно справляющийся с обязанностями, милосердный человек, болеющий душой за каждого родственника и мусульманина, а также целомудренный человек, воздерживающийся от попрошайничества и имеющий детей»[292].

Путь в Рай тернист

Рай — это высокая ступень, и восхождение на нее требует больших усилий. Дорога в Рай лежит через борьбу с соблазнами и тем, что нравится душе, и пройти этот путь нельзя без твердой решимости и сильной воли. В хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] حُجِبَتْ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ ، وَحُجِبَتْ الْجَنَّةُ بِالْمَكَارِهِ [

«Огонь скрыт за соблазнами, а Рай — за тяготами». В версии Муслима вместо глагола «скрыт» сказано: «окружен»[293].

Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи в своих «Сунанах» передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ الْجَنَّةَ قَالَ يَا جِبْرِيلُ : اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا ، فَذَهَبَ فَنَظَرَ فَقَالَ : يَا رَبِّ وَعِزَّتِكَ لا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ إِلاَّ دَخَلَهَا ، ثُمَّ حَفَّهَا بِالْمَكَارِهِ ثُمَّ قَالَ : اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا ، فَذَهَبَ فَنَظَرَ فَقَالَ : يَا رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لا يَدْخُلَهَا أَحَدٌ [

«Когда Могучий и Великий Аллах создал Рай, Он сказал: “Джибрил, иди, посмотри на него”. Он пошел и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, все, кто услышит про него, попадут туда”. Тогда Аллах окружил его тяготами и сказал: “Иди, посмотри на него”. Он пошел и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь никто не попадет туда”»[294].

Ан-Навави в комментариях к первому хадису отметил:

Это — пример удивительного красноречия и лаконичности изречений, которые были дарованы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл этих слов в том, что попасть в Рай можно только, преодолевая трудности, а попасть в Ад — поддаваясь соблазнам. Рай и Ад скрыты за ними, и тот, кто срывает эту завесу, достигает того, что скрывалось за ней. Для того чтобы снять завесу с Рая, нужно преодолеть трудности, а для того, чтобы снять завесу с Ада, достаточно поддаться соблазну. К трудностям относится усердное и регулярное поклонение, терпеливое преодоление связанных с ним тягот, подавление гнева, прощение, сдержанность, раздача милостыни, доброе отношение к тем, кто причинил тебе зло, воздержание от потакания страстям и т.п.[295]


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!