Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Ад вечен и никогда не исчезнет



 

Ад вечен, никогда не исчезнет и не перестанет существовать. Ат-Тахави в своем трактате, посвященном вероучению, писал: «Рай и Ад уже сотворены. Они никогда не исчезнут и не перестанут существовать»[50]. Как отметил Ибн Хазм, все мусульмане единодушны по этому поводу. В книге «Аль-милал ва-н-нихал» он писал: «Все мусульманские течения, за исключением аль-Джахма бин Сафвана, были единодушны относительно того, что ни Рай с его блаженством, ни Ад с его муками никогда не исчезнут»[51].

В другом его трактате «Маратиб аль-иджма‘» также отмечено, что мусульмане единодушны относительно того, «что Ад существует реально и является обителью мук, что он никогда не исчезнет, как и не прекратят существование его обитатели»[52].

Текстов, указывающих на вечность Ада, очень много, и на страницах этого исследования мы упомянем некоторые из них, хотя вполне достаточно того, что Аллах назвал его «обителью вечности»[53].

Таким образом, приверженцы сунны и единой общины верят в то, что Ад вечен и никогда не исчезнет, что его обитатели будут страдать в нем вечно и что покинут его только грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Что же касается неверующих и многобожников, то они останутся там навсегда.

Однако не все люди согласны с убеждениями поборников истины в данном вопросе. Тех, кто разделяет иные взгляды, можно поделить на семь групп.

1. Джахмиты: они не считают вечными ни Ад, ни Рай. Имам Ахмад сообщил об этом в конце книги «Ар-радд ‘ала-з-занадика», приведя там ясные тексты, указывающие на вечность этих творений.

2. Ха­рид­жи­ты и му­та­зи­ли­ты[54]: они по­ла­га­ют, что вся­кий по­пав­ший в Ад пре­бу­дет там веч­но, да­же ес­ли он не при­об­щал со­то­ва­ри­щей к Ал­ла­ху. Суть этих воз­зре­ний сво­дит­ся к то­му, что ха­рид­жи­ты счи­та­ют не­ве­рую­щи­ми му­суль­ман, со­вер­шаю­щих гре­хи. Со­глас­но их пред­став­ле­ни­ям, ка­ж­дый, кто со­вер­ша­ет гре­хи, ста­но­вит­ся не­ве­рую­щим и об­ре­чен на веч­ные стра­да­ния в Аду. По мне­нию му­та­зи­ли­тов, ес­ли че­ло­век со­вер­ша­ет гре­хи, то он за­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и не­ве­рую­щи­ми: в этом ми­ре на не­го рас­про­стра­ня­ют­ся за­ко­ны ис­ла­ма, а в По­след­ней жиз­ни он на­веч­но ос­та­нет­ся в Ге­ен­не. Ра­нее мы уже при­ве­ли не­ма­ло тек­стов в под­твер­жде­ние то­го, что по­бор­ни­ки еди­но­бо­жия ра­но или позд­но по­ки­нут Ад.

3. Иудеи: они полагают, что если их подвергнут наказанию в Аду, то это продлится лишь некоторое время, после чего им на смену придут другие люди. Аллах опроверг это убеждение и сказал:



«Они говорят: “Огонь не коснется нас, разве что на считанные дни”. Скажи: “Неужели вы заключили завет с Аллахом? А ведь Аллах никогда не изменит Своему обещанию! Или же вы наговариваете на Аллаха то, чего не знаете?” О нет! Те, которые приобрели зло и оказались окружены своим грехом, окажутся обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 80-81);

«Раз­ве ты не ви­дел, что тех, ко­му бы­ла да­ро­ва­на часть Пи­са­ния, при­зы­ва­ют к Пи­са­нию Ал­ла­ха, да­бы оно рас­су­ди­ло ме­ж­ду ни­ми, но часть из них от­во­ра­чи­ва­ет­ся с от­вра­ще­ни­ем? Это по­то­му, что они го­во­рят: “Огонь не кос­нет­ся нас, раз­ве что на счи­тан­ные дни!” Их оболь­сти­ло в их ре­ли­гии то, что они из­мыш­ля­ли» (Аль ‘Им­ран, 23-24).

Ибн Джарир в своем толковании Корана привел комментарий Ибн ‘Аббаса к вышеупомянутому аяту из суры «аль-Бакара»: «Враги Аллаха из числа иудеев сказали: “Мы войдем в Ад только для исполнения обещания, всего на сорок дней — столько, сколько мы поклонялись тельцу. По истечении этого срока наши мучения прекратятся”».

Ибн Джарир также передал со слов ас-Судди: «Иудеи сказали: “Поистине, Аллах поместит нас в Ад на сорок дней, а когда огонь пожрет наши грехи, раздастся голос: ‘Выведите каждого обрезанного из числа сынов Исраила’. Поэтому нам приказано обрезать крайнюю плоть, и ни одного из нас не оставят в Аду”»[55].

Он же передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Рассказывают, что иудеи обнаружили в Торе запись: “Между двумя краями Геенны сорок лет пути, и он простирается до дерева заккум, растущего в основании Ада”». Ибн ‘Аббас говорил: «Ад — это Преисподняя, и там есть дерево заккум. Враги Аллаха решили, что счет дней, которые были обещаны им в Писании, подойдет к концу».



Ибн Джарир писал:

Он имел в виду расстояние до основания Ада. Иудеи считали, что срок [их пребывания в Аду] завершится, когда пройдут считанные дни, после чего не будет мучений, а Геенна исчезнет и будет разрушена. Об этом идет речь в словах:

«Огонь не кос­нет­ся нас, раз­ве что на счи­тан­ные дни» (Аль-Ба­ка­ра, 80). Они име­ли в ви­ду срок [пре­бы­ва­ния в Аду]. Ибн ‘Аб­бас ска­зал: «Ко­гда они вой­дут во вра­та Ге­ен­ны, нач­нут­ся их му­че­ния. В по­след­ний из счи­тан­ных дней они дос­тиг­нут де­ре­ва зак­кум. Хра­ни­те­ли Пре­ис­под­ней ска­жут им: “Вы по­ла­га­ли, что огонь кос­нет­ся вас лишь на счи­тан­ные дни. Они про­шли, а вы ос­та­не­тесь здесь на­веч­но”. По­том их уг­не­тен­ны­ми по­во­ло­кут вверх по Ге­ен­не»[56].

4. Имам пантеистов[57] Ибн ‘Араби ат-Таи полагал, что обитатели Ада будут мучаться в нем определенное время, после чего их огненная природа изменится, и они станут получать удовольствие от пребывания в Аду в силу сходства их природы. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» писал: «Этого мнения придерживаются некоторые еретики из числа суфиев»[58].

5. Некоторые полагали, что обитатели Ада покинут его, после чего он навечно останется пустым и не исчезнет.

6. Абу Хузейл аль-‘Аллаф, один из мутазилитских имамов, считал, что обитатели Ада лишатся жизни и превратятся в безжизненные предметы, не способные двигаться и ощущать боль. На такой вывод его навело предположение о невозможности бесконечных явлений, и он отверг ясные неопровержимые тексты, отдав предпочтение ошибочным логическим суждениям.

7. Некоторые полагали, что Аллах выведет из Ада, кого пожелает, что подтверждается хадисами, после чего он просуществует еще некоторое время, а потом исчезнет[59]. Это мнение, предполагающее конечность Ада, разделяли шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Каййим.

Уле­мы один за дру­гим со­став­ля­ли тру­ды, в ко­то­рых они разъ­яс­ня­ли оши­боч­ность дан­но­го су­ж­де­ния. Так, Ибн Хад­жар, упо­мя­нув о нем, ска­зал: «Не­ко­то­рые из позд­них уче­ных скло­ни­лись к это­му мне­нию, при­ве­дя в его под­держ­ку не­сколь­ко ар­гу­мен­тов. Од­на­ко это — дур­ное и не­пра­виль­ное су­ж­де­ние, и ас-Суб­ки по­свя­тил разъ­яс­не­нию его сла­бо­сти про­стран­ное ис­сле­до­ва­ние, от­лич­но спра­вив­шись с за­да­чей»[60]. Речь идет о кни­ге «Аль-и‘ти­бар би ба­ка’ аль-джан­на ва-н-нар» Та­ки ад-Ди­на ‘Али бин ‘Абд аль-Ба­ки ас-Суб­ки аш-Ша­фи‘и (ум. 756 г.х.).

Сиддик Хасан Хан писал:

Выдающийся ученый, шейх Мар‘и аль-Карами аль-Ханбали написал статью «Тауфик аль-фарикейн ‘ала хулуд ахль ад-дарейн». Статьи на эту тему написаны имамом Мухаммадом бин Исма‘илом аль-Амиром, а также кадием, выдающимся ученым и муджтахидом[61] Мухаммадом бин ‘Али аш-Шаукани. Суть их сводится к тому, что Рай и Ад будут существовать вечно, и их обитатели останутся там навсегда.

Здесь уместно разъяснить несколько вопросов:

1. Мнение о конечности Ада является слабым, несмотря на то, что его поддерживали два великих знатока ислама. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Каййим сами учили нас тому, что любить истину следует сильнее, чем людей. Аргументами в пользу слабости этого суждения являются многочисленные тексты, свидетельствующие о вечности Ада. Эти аргументы неопровержимы и предельно ясны, и, как мы уже упоминали, некоторые даже указывали на существование единого мнения относительно вечности Ада.

2. Это суждение никоим образом не может служить поводом для порицания шейх-уль-ислама Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима. Из-за этого мнения одни обвинили их в неверии, другие назвали их нечестивцами, но подобные заявления несправедливы. Эти двое муджтахидов получили награду за свое суждение, и если бы они знали, что их мнение противоречит истине, то непременно отреклись бы от него. Заявление о том, что ошибки в таких вопросах заслуживают обвинения в неверии, равносильны обвинению в неверии многих мусульманских имамов, чей авторитет не вызывает сомнения. Так, ‘Умар бин аль-Хаттаб считал, что если путешественник не находит воды, то ему не полагается ни очищаться песком, ни молиться, хотя мусульмане единодушны в обратном. Имам Малик полагал, что «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» не является аятом, хотя мусульмане единодушны в том, что весь текст Писания считается Кораном. Некоторые считали, что вера не усиливается и не слабеет, несмотря на то, что Коран и сунна ясно свидетельствуют об обратном, и богословы единодушны в данном вопросе.

3. Следует принять во внимание, что Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим высказывали мнение и о вечности Ада. Так, в собрании фетв шейх-уль-ислама говорится:

Ранние мусульмане, имамы этой общины и прочие приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что некоторые из творений не исчезнут и никогда не перестанут существовать, например: Рай, Ад, Трон и пр. Лишь некоторые еретики из последователей калама[62], такие как аль-Джахм бин Сафван и согласившиеся с ним мутазилиты, утверждали конечность всех творений. Это ошибочное суждение противоречит Писанию Аллаха, сунне Его Посланника и единому мнению ранних мусульман и имамов этой общины[63].

В таком случае эти два ученых высказывали два мнения по данному вопросу, и мы не можем утверждать, что они были убеждены в конечности Ада, пока нам не станет ясно, что это — их последнее мнение по этому поводу. Поскольку нам не известно их последнее суждение, предпочтительнее не приписывать им одно из двух перечисленных ранее мнений.

4. Не все аргументы в пользу конечности Ада, на которые опирались шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, достоверны, а те из них, которые достоверны, двусмысленны. Более того, некоторые из них можно истолковать в пользу вечности Ада и конечности обители, где будут наказаны ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Эти аргументы были исследованы ас-Сан‘ани, и в своей статье он опроверг утверждения Ибн Теймийи и Ибн аль-Каййима по данному вопросу. Она называется «Раф‘ аль-астар ли ибтал адилла аль-каилин би фана’ ан-нар» (Бейрут, Аль-мактаб аль-ислами), и в ней разъяснено, что эти доводы не являются основанием для подобного суждения.

Среди тех, кто исследовал данный вопрос, можно назвать имама аль-Куртуби. В своей «Тазкире» он привел тексты, указывающие на вечность Рая и Ада. В частности, в них сообщается о заклании смерти между Раем и Адом, после чего будет сказано: «Обитатели Рая, смерти не будет — будет вечность! Обитатели Огня, смерти не будет — будет вечность!» После этого он сказал: «Эти достоверные хадисы указывают на то, что обитатели Рая и Ада пребудут в них вечно, не определенное время и не до определенного срока. Они останутся там навсегда. Они не умрут там, но и не будут жить[64]. Они не найдут там ни покоя, ни спасения»[65].

Потом он опроверг заявления о конечности Ада, разъяснив, что прекратит существование лишь та обитель, куда попадут грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху:

Заявления о том, что люди выйдут из Ада, и тот останется пустым, после чего разрушится и исчезнет, противоречат здравому смыслу и тому, что принес Посланник, и единому мнению приверженцев сунны и справедливых имамов. <…> Опустеет Геенна — верхний уровень Ада, где пребудут ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, а по его краям будет расти кресс[66]. Фадль бин Салих аль-Му‘афири сказал: «Как-то мы были у Малика бин Анаса, и он попросил нас уйти. Ближе к вечеру мы вернулись, и он сказал: “Я попросил вас уйти, потому что ко мне пришел какой-то мужчина и попросил принять его. По его словам, он прибыл из Шама, чтобы задать мне вопрос. Он спросил: ‘Абу ‘Абдуллах, как ты считаешь, можно ли есть кресс-салат? Говорят, что он растет на краю Геенны’. Я сказал: ‘В этом нет ничего плохого’. Он сказал: ‘Да хранит тебя Аллах, и пребудет с тобой мир!’”» Об этом рассказал хатиб Абу Бакр Ахмад, да помилует его Аллах[67]. Абу Бакр аль-Баззар рассказал со слов ‘Амра бин Меймуна, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас рассказывал: «Придет время, когда ветер будет хлопать вратами Ада, и в нем не останется никого», т.е. никого из тех, кто не приобщал сотоварищей к Аллаху. Это сообщение прерывается на ‘Абдуллахе бин ‘Амре, а не возводится до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако по таким вопросам нельзя делать свои умозаключения, и поэтому хадис считается восходящим[68].


Глава пятая


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!