Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Феноменологическая концепция науки



Гуссерль. «философия арифметики», «ф-ия как строгая наука» «Фен и основания наук» Для Гуссерля феноменология науки фактам противопоставляет смыслы, экспериментам – теорию, объективизму – необходимость признания «Я» исследователя и самопонимания. Неразрывность ф-ии и Н. Н – исключительная роль в обществе, но утрата наукой жизненности, реальность и эмпиризм. Необходимо возрождение рацио – это задача Ф-ии. Научн теории – технич конструирование и формальное использование законов. Ф-ия – понимание этих законов, методов, предметов, смысла. Во взаимодействии получается техник-специалист и полноценное исследование, теория и наука, созданные разумом. ФМН Гуссерля – это ТП, кот приходит к пониманию сущности сознания, к психологии. На понимании психологического завязаны науки о духе. Принцип интенциональности (направленность сознания на предмет) Психическое – внутреннее созерцание сущностей. Фмн психология – Н, ориентированная на исследование сущностей. Против позитивизма. Не факты, а смыслы, не опыт – а теоретич позиции. Науку невозможно определить вне контекста. Наука погружена в жизнь, она одна, но на разных этапах. Жизненный мир – преднаучный, повседневный. В нём рождается наука, как средство преодолевания недостатков челов жизни. Идеализация реализует точность (закреплённые истины интерсубъективны). Замещение повседневной жизни идеальной сущностью (мир физики – Галилей) правда отсюда и пошла технизация науки. Н – метод, кот позволяет просчитывать прошлое и будущее, благодаря объективации жизненного мира на уровне матем.законов. Фмн науки Г тесно соприкасается с Историей Н. Метод прояснения. Философское рассмотрение науки позволяет выйти за ее пределы, задаться вопросом о смысле ее деятельности.

Язык науки обессмысливается, понятия становятся игрой символов. Поэтому придание строгости, ясности занимает у Гуссерля важное место. Это – интеллектуальная интуиция, проникновение. Они помогут выйти к истокам формирования понятий, интуитивов. 3 типа понятий:- формально-логические, которые скрепляют высказывания всех областей науки.- региональные, которые раскрывают предметную область определенной науки.- частные, которые раскрывают и специализируют региональные понятия.Должны быть созданы эйдетические дисциплины. Через интеллектуальную интуицию можно выйти за пределы слов и сущностей. Если сущностные основания не прояснены, то это будет только игра в слова. Феноменология предшествует всем наукам.



 

 

7.Вернадский (сцеинтизм) – Фейерабенд (антисцеинтизм).

ФН м.б. представлена как некая серия альтернативных подходов. главный пункт разделения между Ф и В — обладает ли наука превосходством над другими формами жизни.

В- научная истина приоритетна; Ф – наука д.б. на своём месте среди других элементов

В – Н это закономерный продукт природы, она поднимает человечество; Ф – но и мифы тоже.

В – Ядро науки – факты, объективные знания; Ф – Н это обобщение, а необходимо творчество

В – Н главный фактор матер богатства, залог свободы и демократии, перед Н все равны; Ф- научная диктатура, точность, иссушающая человеческую мысль.

В – культурная миссия единения человечества, единый мозговой центр; Ф – Н экспансировала Европу на весь мир, сломала традиции, шовенизм. Необходимо отделить её от гос-ва. Сциентизм — В, антисциентизм — Ф. Сциентизм — это мировоззренческая позиция в ФН, которая признает науку как высшую ценность развития человечества. Есть радикальные и умеренные позиции. Антисциентизм — это умаление роли науки. Радикальная позиция — наука — враг человечества.

 

8.Маркс – Хайдеггер

ФН м.б. представлена как некая серия альтернативных подходов. Хайдеггер - «Время картины мира», «Наука и осмысление». Н — это решающий способ каким для нас предстает все, что есть. На Западе, начиная с Нового времени, наука развернула небывалое прежде могущество и идет к тому, чтобы захватить весь мир.Маркс постоянно обращались к науке. Маркс по ходу капитала занимался матем=> «Матем рукописи». Они сознательно претендовали на совершение революции в соц сфере, так как поставили все на научное знание. Связь с наукой очень тесная. Вопрос о соотношении философии и науки. М – уважение к науке. Наука вырастает из практики, значима в обществе, тогда как Ф-ия витает в абстракциях. Материализм как ф-ия. Выражение классовых позиций – идеологизм, политизир подход. Ф-ия – духовное оружие пролетариата. философия и наука противостоят друг другу. Вопрос о соотношении философии и науки М решает с партийных позиций марксизма и диалектизма, так как научная философия способна дать теорию изменения мира.



Х – Только философский взгляд может быть назван осмысленным взглядом на науку. Н не в состоянии представлять, обосновать саму себя, это дело Ф-ии. Н возникает из Ф-ии. Ф-ия пронизывает целостность челов жизни. Н делит и разбирает, Н не знает «ничто», она ограничивает себя. Ф-ия носит предельный хар-тер, Н – нет.

Х – Н дает 1 и послед слово только предмету, Н несёт только объективное знание. Это лишь 1 из способов познания.

М – Н – фактор капиталистического произ-ва, произ сила. Это соц. фактор. Н – фактор отчуждения знаний от непосредственного труда. Обесчеловечивание отношений. Х: метафизический подход, М: политизированный подход.

 

 

9.Конт – Соловьёв

ФН м.б. представлена как некая серия альтернативных подходов. Соловьев неоднократно обращался к воззрениям Конта. К отстаивал главную роль интеллектуальной сферы в жизни человека. Состояние для интеллектуала — критерий для истории. Стадии: богословская, метафизическая и позитивная — это этапы возвышения человеческого интеллекта. стадии челов истории – этапы возвышения цивилизации. Позитивный этап – этап науки. Н даёт основы рацио отношения к миру. Здесь порядок и прогресс. Обусловленность прогресса. основа современного этапа человечества — наука.

С противопоставляет свою философию двум направлениям западной мысли — одно завершается Контом, другое — Гегелем. Мы должны идти от природы человека. природа Ч определена условными и безусловными началами. Предмет Н один из многих, истины науки необходимы, но носят лишь частный характер. Безусловные начала – вечные, абсолютные ценности, сверхприродное, надразумное. Истина – синтез природ, рацио и мистич знания. Истина – научная теософия. связал идеи социума и позитивизма. Два направления — отвлеченный рационализм, который превозносит разум (Гегель, которому противопоставляет себя Соловьев) и связан с выработкой философских истин.

И у С, и у К, присутствуют стадии/элементы (богословские, мистические, природные, научные).

 

 

10.Концепция науки классического позитивизма. Эмпириокритики.О.Конт. – классич позитивизм. Спенсер, Милль. Против Гегелевской спекулят концепции Н и против кантовской норматив конц Н. ФН должна идти за развитием спец конкрет Н, стать научной, строгой, полезной, реальной против смутного, бесполезного и химерического, против метафизики. Это критерий позитивного. Доверять можно только непосредственной очевидности. Реальные тела – данные чувственного опыта, неразложимые, первичные. Н устремлена к законам (абстрактные – теоретические, и конкретные). Закон Н – устойчивая регулярность между наблюдаемыми явлениями. Закон описывает, а не объясняет – феноменализм. Необходимо открывать законы и сводить их к min. Всё подлинно науч знание обладает сродством (Конт) Энциклопедическая лестница: математика-астрономия-физика-химия-биология-социология (следствие). Связь наук в из взаимном развитии. Индуктивный метод выходя науки к реальности, опыт, эксперимент. Физикализация наук, прогресс. Н самодостаточна и независима от внеш.Эмпириокритицизм. Мах, Оствальд. Очищение Н опыта от гипотетических конструкций. Н понятие – концентрированное выражение, через кот мы получаем сведения. Связь с реальностью через ощущения. Связь физики с психологией – опыт ощущений. Закон – математич зависимость между данными опыта. Н – чистое описание. Н – интеллектуальное овладение фактами с помощью min затраты мышления; приспособление понятий к ощущениям.

11. Неопозитивистская модель науки, как логический анализ науки.Основы – Рассел, Вингенштейн. Влияние на венский кружок (рук-ль Шлик)Логический позитивизм. Логика обоснования, но не открытия. Теоретизация науки с помощью математики – получение новых знаний (метод математич гипотезы). Формализуют разные области мат, выводят аксиомы. В результате – оторванность от реальности. Н язык – символическое описание (Флоренский). Мир таков, каков язык – это есть выход к реальности. Логико-лингвистический анализ языка. (Карнап, Шлик, Рассел) Критерий научности – протокольные предложения. Зафиксировать наблюдаемую в опыте реальность. (Тарский, Витгенштейн) Ф-ия – это метафизика. В Н есть 2 вида высказываний: дискриптивно-эмпирические и аналитические (связывание). Ф-ия высказывает псевдопредложения и нарушает аналитические правила. Знание – то, что м.б. сказано ясно. Н – поиск истины, Ф-ия – поиск смысла. Ф-ии остаётся сфера искусства. Принцип демаркации науки и ненауки.Неопозитивисты различают 3 типа осмысленных предложений:1. высказывания об эмпирических фактах (если они говорят о фактах и ни о чем более);2.предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с правилами логики (те, которые могут быть сведены к высказываниям об эмпирических фактах);
3.предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания); Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:
- путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам (таким образом выясняется истинность аналитических высказываний);
- через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта (этим путем можно определить истинность синтетических высказываний).
Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл, необходим специальный метод – верификация. Суть его - в сравнении предложения с действительностью, в указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания, словом, состояния сознания. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. Тарский для придания строгости языку предлагает ввести на язык-объект и метаязык и строго задать структуру самого языка.Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию. Логико-философский трактат.вот его тезисы:1- мир – это факты в логическом пространстве2- логика заполняет мир 3- выходить за пределы логики значит выходить за пределы мира-исследование логики4 – исследование закономерностей, то есть логика онтологична. Логика априорна, нельзя мыслить нелогически

 

12.Постпозитивизм и его критика позитивистской традиции в ФН. качестве реакции на концеп­цию науки логического позитивизма.Основополож Поппер.Поппер, Фейерабенд, Агасси, Кун, Лакатос – критицисты. стремились соединить кри­тическую установку мышления и сохранить веру в возможность рационального позна­ния мира. Критическое мышление начинает с со­мнения в догматической установке, что факт -это нечто интуитивно очевидное, что есть естественно усматриваемое различие меж­ду опытом (фактами) и теориями, что науч­ное познание, в отличие от всех остальных форм знания начинается с фактов и подкреп­лено ими. К. Поппер критикует верификацию (опыт­ное подтверждение) как критерий демарка­ции науки и ненауки (прежде всего метафи­зики). Критику принципа верификации он также называет критикой принципа индук­ции Рациональность науки и науч деятельности. Против логич анализа, кот превращает науку в абстрактную схему. Лог позитивизм работает со статикой, с завершёнными теориями. Это самозамкнутая наука, внесоциальная. Пп совершают переворот от статики к динамике, от логики к истории. Н в контексте культ.ценност факторов, социальности. Лакатос: ядро научн исследования – здравый смысл, ф-ия (?)И. Лакатос отмечает, что фальсификационизм является разновидностью конвенци­онализма. Но в отличие от классического конвенционализма он считает, что ученые принимают по соглашению не теории, а эм­пирический базис. эмпирический базис науки теряет характер абсолютной достоверности и отношения. Постпозитивизм в отличие от логическо­го позитивизма не отождествляет логику и методологию науки с чистой логикой. В целом следует отметить, что постпози­тивизм порывает с позитивистской традици­ей сводить природу научного знания к языку науки, логическим процедурам получения и обоснования нового знания. Природу науки можно понять лишь через исторические, культурные, социальные условия производ­ства научного знания.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!