Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Философия науки и Социология науки



Наука. Основные аспекты бытия науки.

Признаки н: 1. особый вид знания; ориентирована на поиск истинного знания и об о-ве, и о ч-ке, и о мире, и о природе – м.б. реализовано на практике. В науке есть различные уровни знания: практич – теоретич / прикладной – фундаментальный.2. явление исторически изменчивое. Научно-исслед деят-ть связана с культ средой, в которой протекает.3. Современ наука –соц институт, имеет соц измерение, это вид соц деят-ти, особ сис-ма морал ценностей. Н. - важнейш сфера чел жизнедеят-ти, лежащая в основе раз­вития современ цивилизации, ориенти­рованная на получение истинного знания об окружающем мире и самом ч-ке, ко­торое можно воплотить на практике. Дать толкование – раскрыть сущностн признаки н, огранич от др сфер. Н. - явление многомерное. 1. Культурно-историч характер – изменчива. Д.б. характеристики, являющиеся общими для различных историч форм науки (античная(созерцание подлинного бытия вещей), средневековая(сверх­чувственный опыт откровения), клас­сическая(факты, добыт в эксперименте) и современная). Европоцентризм (направл относит и огранич-ое) преобл. Восточн. Н. - рецептурный характер, а европ – логич, основ на док-вах.Решения пробл в истории н. и культурологии н.2. Н. явл разновиднос­тью познават деят-ти и проду­цирует особый вид знаний. получ знаний - глав составляющая научн деят-­ти, т.к. все в ней подчинено ему. нацелена дан деятть на достижение истинного знания, да­ющего объективные представления об ин­тересующих исследователей предметах, яв­лениях и событиях.(в науке есть и ложн утв-я). объединяются знания о природе и знания о человеке. Зн-я всех сфер науч.д-ти. знание объединяет фундамент и приклад ис­след-я. Науч зн-я стремятся по­стичь реальное положение дел-они спо­собны воплощаться в действительность-отлич. Черта новоевроп н. Назван аспекты концентрируются в про­блеме, которая формулируется как критерии научности. Нет однозначн реш – многообразие подходов в методол.3. особый вид социальной де­ятельности (професс). Науч деят-ть, науч сообщество. Этот аспект рассматр в социологии н.

Философия науки и Социология науки.

Социология знания (Манхейм-создатель) возникает как противостояние к ФН.Соц.Знания говорит, что ФН даёт гносеологические правила, но они далеко не объективны, а СЗ даёт объективн. Кун пытается примирить ФН и СЗ, но в своём движении от ФН он до СЗ так и не дошёл.СЗ бывает институциональн (Мертон) и когнитивн. Когнит была 1ой, но Институц – возникла в противовес Когн, полагая, что К=ФН. К-знания зависят от социальности (микросоциальные методы), введение идеологического знания и формирование интерпретивной науки (дискурсивный анализ); цель здесь – научный дискурс.Институц СЗ – внешние факторы = стимулы развития науки. (экстернализм). ФН: 1. Мировоззрение (наука – основной способ освоения мира);2) фс дисциплина. Исследует место и роль науки в отношении человека к миру. Ключевые проблемы фс подходов к науке: 1.Фундаментальный уровень пред­ставлен учением о науке как особом спосо­бе отношения человека к миру, освоения мира. Отличие науки от иных способов от­ношения к миру, по мнению большинства философов, определяется ее когнитивной природой. Она - прежде всего духовное освоение мира, познание. Только когда воз­никло познавательное отношение человека к миру как отдельный способ мироотноше-ния, стала возможной наука.2.Гносеология (раздел эпистемология)3. особая деятельность человека4. как продукт, результат деятельности субъекта.СоцНАУКИ.Сз и сн отлич по пред­мету рассмотрения. Если сз рассматривает взаимозависимость соц структур и форм зн-я и идеоло­гии, то сн рассматривает бо­лее узкий аспект проблемы: соц сущность науки. Социологически наука рас­сматривается и в качестве деяте-ти, свя­занной с производством особого рода зна­ния, и как соц институт или соц практика. Нормативнаясн (Мертон) рассм н. каксоц институт, формообразующ частью кот явл совокупн повед норм- науч этос.4 правила(формир идеал научности): императив универсализма (общезнач науч зн), имп коллективизма(науч зн – продукт науч сообщества), бескорыстность(только стремление к познанию науч истины, только хард кор), организ скептицизм (.публич критика любых науч рез-ов). Последователи Мертона (Сторер, Хэгст-ром) рассм типичное повед ученых.Когнитивная Сн –соц обусловл-ть содерж науч зн. Д. Блур в своей концепции «сильной про­граммы социологии науки» подчеркивает четыре методологических требования: кау­зальность (социокультурных исток), беспристрастность, рефлексивность, сим­метрия. Анализ «контекста обоснования». Обо­снование нового научного знания, не считалось в традиционной сн социально обусловлен­ным. Представитель когнит Гилберт впервые обратил внимание на соц сущность утвержд-я но­вого зн-я. Обоснование, по мысли Гил­берта, это не что иное, как легитимация зна­ния в научном сообществе. Чтобы научный результат был признан сообществом (т. е. обоснован), он должен быть 1) опубликован 2) доброжелательно оце­нен коллегами и 3) использован кем-то для другого научного исследования.





 

4. Критерии философского осмысления науки. ФН и науковедение.Те вопросы, которые связаны с рассмотрением науки как особого рода познания, рассматривают формы организации научного знания, критерии достоверности научного знания, критерии научности знания.Науковедение – точная наука (Барчевский 1926). Ассовские занимались проблемами, связанными со стратегиями организации науки. Экономические и полит. стратегии управления наукой. (совет.философия – школа Доброва (киев), московская ш.)Науковедение создаёт теоретич. и методологич. основы для эффективного функционирования науки как соц. института с целью получения максимальной отдачи от науки.Философия тоже берёт целостность Н. ФН пытается вписать науку в глубинные основания человеческой жизни – показать возможности и границы, сопоставить Н с другими формами человеческой жизни (мораль, религия, искусство) Философия ставит вопрос о смысле науки.Наука – не только знание. Это особое явление культуры, соц. институт и вид деятельности. Специфика фс подхода к науке в том, что философия пытается осмыслить науку в целостности человеческого бытия. Философия способна выйти за пределы науки и, осмысливая ее, выходит за границы, задавая даже следующие вопросы: усугубляет ли наука драму человеческого бытия, является ли наука самостоятельной формой жизни и многие другие.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!