Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Я утверждаю снова и снова первое слово дороже второго (Остр



План

Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях.

Употребление тире в разных синтаксических конструкциях.

Употребление запятой и тире в разных синтаксических конструкциях.

Литература

1. Розенталь Д.Э. Орфография и пунктуация: уч. пособие дл вузов. – М.: Эксмо, 2011. – 286 с.

2. Низаметдинова Н.Н. Современная русская пунктуация: уч. пособие. – М.: Диалог_МИФИ, 2000. – 144 с.

 

Задание 1. Объясните, почему поставлено тире в бессоюзном сложном предложении: 1) вторая часть содержит следствие, результат или вывод из того, о чем говорится в первой; 2) вторая часть обозначает время или условие того, о чем говорится в первой части; 3) во второй части содержится противопоставление; 4) вторая часть рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия, содержащегося в первой части; 5) вторая часть БСП сравнивается с первой.

1. Земля кругла – на ней не скроешь правды (Дуд.)

2. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки (Пауст.)

3. Расчищали сугробы – их наметало снова (Кетл.). Полный синтаксический разбор

4. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая, тревожная весна (Пришв.)

5. Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат (Браун.)

6. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы (Пришвин).

7. Идёшь гулять над речкою – на город наш взгляни (Фат).

 

Задание 2. Назовите причину постановки тире: 1) между подлежащим и сказуемым, выраженными именительным падежом существительного или числительного, инфинитивом при нулевой связке; б) в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения; в) перед обобщающим словом после перечисления однородных членов предложения; г) вводное словосочетание образует неполную конструкцию; д) в БСП (причины выше), е) перед распространенным приложением, находящимся середине или в конце предложения и имеющим оттенок самостоятельности, разъяснения; тире может стоять перед одиночным приложением, если перед ним можно вставить а именно.

1.Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Белинский).

2.Они стояли друг против друга. Олег растерянный и смущенный, Нина с выражением вызова на лице (Фадеев)

3.Солнце вешнее, нивы здешние – всё тебе отдать бы рад (Фат.)

4. Твои глаза – две черных ночи, две виноградинки с лозы (Бок.)



5. Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой — чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться (Г.)

6. Летучая мышь – легкая, почти бесплотная частичка надвигающейся темноты – бесшумно металась над лужайкой.

7. Я не слишком люблю это дерево — осину (Тургенев).

8. Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

9. Я сел на своего доброго коня, а Савельич – на тощую и хромую клячу (П.)

10.Лес рубят — щепки летят.

 

Задание 3. Тире в сложноподчиненном предложении

1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:

1) придаточная изъяснительная: Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Г.); Он придёт, но когда не знаю (ср. при другом порядке частей: Не знаю, когда он придёт); Они уехали, но куда не сказали;

2) придаточная условная (обычно с союзами ли…ли, ли…или): Буде кто спросит о чём молчи (П.); Голова ли думает, сердце ли чувствует или руки перевёртывают стаканы всё покрывается равными плесками (Г.);Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя и в сердце свет какой-то загорится(Фет); Сознавал ли Иудушка, что это камень, а не хлеб, или не сознавал это вопрос спорный (С.‑Щ.);

3) придаточная уступительная: Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут я воли своей не отдам (С.‑Щ.); Сколько бы ни смотреть на море оно никогда не надоест (Кат.).

2. Условия, благоприятствующие постановке тире:

1) параллелизм структуры сложноподчиненного предложения: Пахарь ли песню вдали запоёт — долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся — сосна да осина (Н.); Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт! (Л.-К.); Если кто придёт — радуюсь, если никто не заглянет — тоже не горюю; Что было — известно, что будет — никому не ведомо;



2) неполное предложение в придаточной части: Одни спрашивают, почему произошла задержка с решением вопроса, другие почему он вообще возник, третьи отчего попутно не рассматриваются и остальные вопросы;

3) наличие слов это, вот. Что она натура честная это мне ясно (Т.); Когда муха назойливо вьётся перед вашими глазами это неприятно, но когда комар ночью неустанно трубит над вашим ухом это просто невыносимо;

4) перечисление придаточных частей: Если не уверен в себе, если не хватает мужества откажись; Кругом люди, и кто зачем пришёл, у кого какое дело — неясно;

5) обилие запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати — не переплатишь;

6) интонационное отделение главной части от следующей за ней придаточной: Вы спросите — зачем я пошёл на это?;

7) отсутствие противительного союза или второй части сопоставительного союза между соподчиненными придаточными частями: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у местачтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Запятая и тире

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, — муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам (Крылов).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы,

Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда!
(Пушкин).

ЗАДАНИЕ: расставить знаки препинания.

1. И самое главное, помните, зачем вы вступали в брак чтобы разделить свою жизнь с любимым человеком.

2. Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут кто знает (М. Г.).

3. А вот чтобы при всех признать свою вину духу не хватает

4. Что он человек знающий факт.

5. Появились какие-то новые слухи о нём, но какие неизвестно.

6. Кто не любит искусства или чёрств душой, или глух ко всему прекрасному.

7. Как быть в таких случаях спрашивают радиослушатели;

8. Я что-то ответил, что я и сам не помню.

9. Что замечательно в этом лесе это что он весь из сосен.

10. Где он сейчас, чем занимается вот вопросы, на которые я не мог получить ответов.

11. А что он был умница это вы можете мне поверить.

11. А что творилось в этом хаосе вещей, как он в нём разбирался уму непостижимо.

12. Он, чтобы показать, что всё это знает и со всем согласен, что он далёк от каких-либо сомнений тут же предложил свои услуги.

11. А вы уверены нужно ли это?;

12. Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, всё у него в руках (Л. Толстой).

13.Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, мы этого не знаем (Добролюбов).

Задание 4. Поставьте тире при прямой речи.

1. Не хотите ли подбавить рому? сказал я моему собеседнику. У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов).

2. Как это скучно! воскликнул я невольно.

3. Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.)

4. Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». «Постараюсь», ответила я.

5. Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

Я доиграю, — сказала она.

Когда?

Когда ты будешь со мной (Грин).

Задание 5. Объясните употребление двоеточия: а) перед перечислением однородных членов предложения; б) если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, в) БСП, где вторая часть указывает на причину; г) в БСП, где вторая часть разъясняет, дополняет первую; д) после предложения, вводящего прямую речь

1) Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки (Л. Толстой).

2) И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка — напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

3) Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (Пушкин)

4) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).

5) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

6) Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).

Задание 6. Поставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.

1. Всё это родиной зовётся и рыжий лист и степь и бой (Граб.).

Я утверждаю снова и снова первое слово дороже второго (Остр..


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!