Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Требования к итоговой государственной аттестации магистра



Итоговая государственная аттестация магистра включает в себя итоговый государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Требования к государственному экзамену

Государственный й экзамен строится на интегративной базе освоения всего содержания специализированной подготовки магистра (дисциплин направления, специальных дисциплин, научно-исследовательской работы) и с учетом содержания конкретной магистерской программы. Программы аттестационных испытаний устанавливаются вузом на основе методических рекомендаций, разработанных учебно-методическим объединением и с учетом национально-региональных компонентов образования. Государственный экзамен может проводиться в устной или письменной форме, в том числе, с использованием возможностей и методик тестирования и различных форм интерактивного обучения.

Требования к выпускной квалификационной работе магистра

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

 

Форма проведения государственного экзамена

Итоговый государственный экзамен состоит из двух частей:

1.Письменный ответ (эссе) на теоретический вопрос из программы подготовки по направлению 033000.68 Культурология, магистерской программы «Прикладная культурология».

2. Разработка и защита социокультурного проекта (на основании предложенных тем).

Программа

Государственного экзамена

Программа государственного экзамена разработана на основании программ основных дисциплин специализированной подготовки магистра культурологии:

История и методология науки (культурология)

Современные проблемы отечественной культурологии. Характеристика основных подходов к изучению культуры в России XIX-ХХ веков; проблема предмета и проблемных полей отечественной культурологии; школы и направления в современной культурологии. Методы современных зарубежных исследований культуры. Роль антропологического, лингвистического познавательных “поворотов” в изучении культуры; феноменология, герменевтика, психоанализ, структурализм и постструктурализм в культурологических исследованиях ХХ века; междисциплинарные подходы; характеристика направлений “культурные исследования”, “гендерные исследования”, “новая культурная история”. Современные культурологические исследования в России.



История и методология изучения культуры

Характеристика основных подходов к изучению культуры в России /X-XVIII вв./; Характеристика основных подходов к изучению культуры в России /XIX-XX вв./; Направления исследования культуры в России ХХ века; Методы исследования культуры и культурных процессов; Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Значение структурного (структурно-функционального) подхода в исследовании культуры. Семиотический подход к изучению и описанию явлений культуры. Возможности феноменологии и философской герменевтики в культурологии. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Феномен междисциплинарности в культурологических исследованиях; Современные проблемы отечественной культурологии. Проблема предмета и проблемных полей отечественной культурологии; Современная культурология. Основания культурологических исследований. Дискурсы культурологического исследования. Объем и содержание академического знания о культуре в высшей школе: опыт России в ХХ веке. Развитие культурологической науки в России конец XX-начало XXI века: основные тенденции и исследователи

Современные проблемы культурологии

Специфика современного этапа развития мировой культуры: модернизация, информатизация, глобализация, регионализация. Актуальные проблемы типологии культур. Актуальные проблемы изучения традиционной ментальности. Проблемы и перспективы современной массовой культуры. Культурная динамика (культурная аккумуляция и интеграция, трансмиссия, и экспансия). Культурное наследие и основная проблематика прикладных культурологических дисциплин (музееведение, библиотечное и архивное дело, текстология и пр.). Оптимальные направления культурной политики в контексте современного общества.



Медиакультура: теории, практики, технологии

Структура медиа: анализ основных компонентов. Социальльные функции, типология медиа. Институциональная представленность медиа. Специфика аудитории и механизмы взаимодействия с ней. Выразительные средства и динамика медиатекстов: информационные приоритеты, изменение форм взаи­модействия с аудиторией. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа. Теория постиндустриального информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер). «Глобальная деревня» М. Маклюэна. Определяющая роль СМИ в культуре. «Горячие» и «холодные» средства массовой коммуникации. Различные взгляды на взаимоотношение культуры и технологий. Телевидение как технология и культурная форма: Р. Вильямс. Конструирование реальности в медиа. Медиа как идеологические государственные аппараты. Идеи Ж.Лакана в изучении визуальных медиа. Проблема фрагментации современной массовой аудитория и смыслопроизводства. Теория декодирования медиасообщений С.Холла

 

Теории глобализации и информационного общества

Определение термина «глобализация». Культурологические подходы к осмыслению процессов глобализации. Теории постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, Г. Кан и др.) и их критика. Концепции «информационного общества» как развитие теории постиндустриализма: общая характеристика (О. Тоффлер, Дж. Нэсбит, Д. Лайон, У. Дж. Мартин, Н. Масуда, Ж. Серван-Шрейбер и др.). Классические характеристики информационного общества. Роль информации и знания в концепции постиндустриального общества Д.Белла. Концепция «третьей волны» и ее развитие в трудах О. Тоффлера. Концепция «информационного общества» Н. Масуды. Концепция «телематического общества» У. Дж. Мартина. Мегатенденции в развитии современного общества Д. Нэсбита. Взгляд на XXI век как на общество «новых корпораций». Оптимизм футурологии Д. Нэсбита. Процесс формирования информационного общества в концепции М. Кастельса. Процесс информатизации в постмодерном дискурсе. Критика Ф.Уэбстером концепций информационного общества.

Современная социокультурная ситуация

Социокультурная ситуация и ее составляющие. Принципы анализа социокультурной ситуации. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования. Культурные потребности и интересы аудитории учреждений культуры и искусства. Сеть и типы учреждений культуры. Особенности их деятельности. Информационно-просветительная деятельность предприятий культуры и искусства. Культурно- развлекательная деятельность предприятий культуры и искусства. Деятельность предприятий культуры и искусства по развитию самодеятельного художественного творчества. Современная социокультурная ситуация в России. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры.

 

Проектная деятельность в сфере культуры

Культура как фактор социально-экономических преобразований и современная культурная политика. Проектный подход в системе управления сферой культуры. Управление проектами и практика их реализации. Отечественный и зарубежный опыт внедрения проектной деятельности в социокультурную практику. Зарубежные и российские фонды и организации, специализирующиеся на проектной деятельности. Опыт проектной деятельности регионов. Проблемы и перспективы социокультурного проектирования. Инновационные проектные технологии.

 

Культурные практики в современном мире

Исследование процессов культурной динамики, их обусловленности и направленности. Макромасштабные и микромасштабные изменения в культуре. Неустойчивость систем культуры, неравномерность развития ее структурных образований. Многообразие динамических типов и форм: «эволюция» и «стагнация», «прогресс» и «регресс» как модели социокультурной динамики. Составляющие культурной динамики: одно- и многонаправленность, поступательность и периодичность, стадиальность и цикличность изменений. Следствия динамических процессов в культуре: обогащение и дифференциация культур, застой и упрощение. Понятие о кризисе культуры. Ю.М.Лотман о характере динамических процессов в культуре. Культурные инверсии, «культурные взрывы», «точки бифуркации».

Процессы межкультурных взаимодействий и их результаты: диффузия культуры, культурные инновации, аккультурация, интеграция и др. Значение культурных контактов, «культурного шока» (в оценке различных теоретиков культуры).

Нормативно-правовая база деятельности в сфере культуры

Нормативно-правовая база в сфере культуры; правовые основы деятельности международных культурных организаций; законодательство Российской Федерации культуре и законы о культуре субъектов Российской Федерации; государственная система управления сферой культуры в Российской Федерации: структура и функции; правовое регулирование создания и организации деятельности государственных организаций, учреждений, общественных объединений, коммерческих организаций культурной направленности; защита прав потребителей товаров и услуг культурной сферы в условиях рыночных отношений.

Инновационная деятельность в сфере культуры

Инноватика – наука об инновациях. Особенности внедрения и распространения инноваций. Понятие инновационных стратегий, их сущность и содержание. Значение и разработка инновационных стратегий. Типы инновационных стратегий. Модели инновационной деятельности, их специфика. Принятие и отторжение инноваций в обществе. Развитие и регрессия инноваций. Инновации и культурные образцы: пути развития (присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру; вытеснение культурных образцов, замещая их; вступать в конфликт с существующими культурными образцами; принятие инновации, несмотря на конфликт с существующей культурой; принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми). Инновации как проявление творческой деятельности. Характеристика методов творческого мышления.Методики активизации инновационного процесса.

Модели культурной политики в современном мире

Теория и методология культурной политики. Понятие «культурной политики». Подходы к изучению культурной политики. Сферы культуры, которые регулирует культурная политика. Экспертизы культурных политик. Модели культурной политики в странах Европы. Международные организации и их деятельность в сфере культуры. История культурной политики в России. Модели культурной политики в современной России. Модели региональной культурной политики.

 

Культурное пространство современной России

Антропогеографические и культурно географические исследования А. И. Воейкова, Д. Н. Анучина. «Район и страна» В. П. Семёнова-Тян-Шанского(1928). Современные возможности интерпретации культуры. Культура как «вторая природа». Особенности русского менталитета и его отражение в культурном пространстве России. Адаптация русского человека в культуре. Пространственное разнообразие русской культуры. Проблемы изучения региональной идентичности. Культурное пространство сельского поселения, уездного, губернского города, столицы.

Региональные программы развития культуры

Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России и Архангельской области. Стратегия социокультурного управления как предмет политики и практики. Субъекты культурной политики. Цели и принципы региональной культурной политики. Организационная структура. Общие принципы размещения объектов культуры (по видам: музеи, библиотеки, театры и др.). Охрана культурного наследия. Культуроохранные технологии. Современное проектирование в социокультурной сфере как средство реализации государственной культурной политики. Фонды поддержки программ сохранения и развития региональной культуры. Финансово-экономические основы культурной политики государства. Особенности управления, финансирования социально-культурной сферы в отдельных странах. Благотворительность и меценатство. Федеральные целевые программы «Культура России» и «Культура Русского Севера».

Историко-культурная и религиозная самобытность культуры Баренц-Евро-Арктического региона

Ведущие подходы к изучению. Исследовательские направления, школы, концепции. Основные понятия. Европейский Север как уникальная территория. Культурные особенности стран Баренц-Евро-Арктического региона: Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Русский Север. Религиозные особенности стран Баренц-Евро-Арктического региона: Исландия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Русский Север.

Менеджмент культуры

Менеджмент культуры как необходимый элемент профессиональной подготовки. Управление культурой и управление организацией в сфере культуры. Современный менеджмент в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально – творческой и культурно – просветительской деятельности. Государственное управление и рыночное регулирование деятельности в сфере культуры и искусства. Культурная политика в России и перспективные направления ее развития. Управление интеллектуальной собственностью в сфере культуры и искусства. Основные тенденции развития сферы культуры и искусства на современном этапе. Планирование в сфере культуры. Планирование в организациях культуры. Программы культурного развития, их роль и сущность. Финансирование организаций культуры. Особенности развития музейного дела в условиях рыночной экономики. Менеджмент в производстве и реализации промышленно-художественных товаров. Основы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства

Культурный ландшафт как объект наследия

Понятие и многообразие подходов к определению «культурный ландшафт». Соотношение природной и культурной составляющих в культурном ландшафте. Культурный ландшафт как социальное пространство.

Ландшафтный код, ландшафтные образы и ландшафтные символы Применение понятие культурного ландшафта к городу. Основные методы исследования культурного ландшафта. Современные концептуально-методологические основы изучения и сохранения культурного и природного наследия. Правовые основы охраны и использования культурного наследия в России.

 

Теория и практика сохранения культурного и природного наследия

Формирование современных научных представлений о сохранении и исследовании культурного и природного наследия. Современные концептуально-методологические основы изучения и сохранения культурного и природного наследия. Правовые основы охраны и использования культурного наследия в России. Национальный парк как форма сохранения и использования культурного и природного наследия. Скансенология. Музей под открытым небом как форма сохранения и использования культурного и природного наследия. Уникальные исторические территории Евро-Арктического региона. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия (принципы и методика).

 

Примерные темы эссе

1. Современные проблемы отечественной культурологии. Культурологические исследования в России

2. Культура как ресурс развития территории.

3. Культурное пространство Баренцева Евро-Арктического региона.

4. Современные арт-технологии и творческие практики.

5. Музей будущего: инновационные технологии.

6. Проблемы изучения культурного ландшафта как объекта наследия.

7. Традиции и опыт сохранения и использования культурного и природного наследия Архангельской области

8. Национальный парк как форма сохранения и использования культурного и природного наследия

9. Музей под открытым небом как форма использования и сохранения культурного и природного наследия

10. Культурно-познавательный туризм как возможность перспективного и устойчивого диалога в сфере культуры.

11. Региональная культурная политика: тенденции и стратегии.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!